Клиника "Семейный доктор"
slide

Влияют ли маски на детскую речь?

«Детское развитие – это совершенно особый процесс, который определяется не снизу, а сверху», такое определение дал отечественный ученый Л.С. Выготский. Он раскрыл в нем важную роль обществ  и родителей в развитии детей.

Ребенок не рождается завершенным, его конечная форма развития не задана. Образ его социального будущего продолжает формироваться в процессе взаимодействия с другими людьми, культурой и обществом. 

Родители для детей – первое Общество, в котором ребенок формирует уверенность в том, что он справится с любой задачей.  Потому каждый родитель наделен чувством любящего беспокойства за благополучие своего малыша и это волнение заставляет маму и папу стремиться быть внимательными и знающими. Они поглощают информацию о влиянии мира на детей с высокой концентрацией и скоростью в огромном объеме и порой не успевают ее переварить, чтобы отделить миф от реальности.  В такие моменты самая уязвимая аудитория читателей нуждается в поддержке опытных специалистов, которые помогут просто разобраться в сложном.

Одним из последних «ковидных» страхов современных родителей стало опасение о задержке речевого развития, которое вызвано ношением масок. Многие из них уже глубоко убеждены, что маски «определенно» оказывают негативное воздействие на речевой аппарат и речевые привычки детей. И наша задача - найти или опровергнуть связь ношения масок с негативным влиянием на развитие речи у детей.

маски.jpeg

Конечно, успокоить одной статьей родителей невозможно, но мы считаем, что справимся с этим вместе, если сможем опереться на основные факторы, влияющие на развитие речи и первые признаки задержки, известные специалистам.

Мы предлагаем ответить на вопрос «Что должно быть у ребенка, чтобы он говорил?»

Обратим внимание на то, что влияет на развитие речи ребенка.

Речь – это форма общения, деятельность, которая присуща только человеку. К такой деятельности человек готовится с рождения:

1. На физическом уровне

Общее физическое состояние ребенка влияет на развитие  нервной системы, органов слуха, зрения, движения, а значит, обеспечивает его потребности в том, чтобы научиться слышать и различать звуки, воспроизводить их и сочетать, овладевать словами и складывать их в предложения, а затем читать и писать.

2. На социальном уровне

На развитие ребенка существенное влияние оказывает его ближайшее окружение и то, как оно с ним общается. Традиции, природные особенности внешней среды и многие другие социальные условия влияют на активность ребенка с рождения и формирование образа, к которому будет стремиться ребенок в дальнейшем.

На этом уровне ребенок получает живую звуковую информацию и примеры интонации родного языка через песни (колыбельные), стихи-частушки, присказки и прибаутки.

 Что важно знать о развитии речи?

Для понимания развития любой высшей психической функции необходимо знать, что у ребенка есть в этом потребность и должна быть возможность эту потребность удовлетворить, причем в то время, в которое эта функция (потребность) наиболее успешно развивается.

1. Общение – это потребность!

Чтобы ребенок освоил речь, он должен нуждаться в общении.

2. Активность – это возможность!

Иногда активность выделяют в отдельный фактор развития в силу того, что собственная активность ребенка настолько важна в освоении действительности, что зачастую определяет успех развития как наследственных способностей, так и освоение социальных навыков.

3. Все должно быть вовремя!

Для развития каждой функции существуют наиболее благоприятные для ее развития периоды (сензитивный период). В частности, для развития речи, такой период начинается с момента рождения, а в период от 1 года до 3 лет считается самым активным.

4. Взрослый должен помогать!

Зона ближайшего развития. Это то, что ребенок не может делать самостоятельно, но испытывает потребность освоить. Применительно к речи, таким периодом становится период 0 до 1 года, в котором идет тщательная подготовка к разным видам активности через формирование и удовлетворение базовой потребности ребенка - доверия.

5. Этапы и признаки нормального развития речи:

0-1 год. Готовимся!

Чтобы ребенок освоил речь, он должен нуждаться в общении. Эту потребность он и удовлетворяет в период от 0 до 1 года.

1 месяц. Улыбка

Потребность появляется очень рано и ее долгожданный мамами признак всем нам очень знаком – это первая улыбка! Эта истинно человеческая особенность появляется примерно в возрасте от 3 недель до 1 месяца. А предшествует ей то, что малыш до этого уже научился слуховому и зрительному сосредоточению, что позволяет ему к первому месяцу рождения подарить маме улыбку и заявить свои права на общение.

3-6 месяцев. Гуление

В этот период малыш издает звуки при оживлении от вида мамы, папы, бабушки.

6-11 мес. Лепет

Ребенок издает повторяющиеся звуки, интонации, сочетания звуков. Иногда можно услышать целую мелодию, что свидетельствует о способности малыша интонировать, а значит, в дальнейшем и говорить.

12 мес. Автономная (ситуативная) речь

Произносит одно или несколько слов, сходных по звучанию. Понимает от 10 до 20 слов, произносимых взрослыми.

Примечательно, что в этом возрасте становится то, что взрослые всегда испытывают трудности перевода слов с младенческого на взрослый. Дело в том, что маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослые. Иногда одним словом ребенок может называть целую группу объектов, которые выплывают один из другого.

Яркий тому пример: малыш, впервые обжегшись крапивой, повторяет за взрослым слово созвучно - «Пипа», но использует потом его в ситуации, когда испытывает любую похожую боль или видит на своем теле похожий след (прыщик).

1-3 год. Период активного развития речи!

Ребенок к этому возрасту готов к расширению своих речевых и коммуникационных возможностей, интенсивно развивается активная речь. Основные завоевания этого периода незаменимы:

  • Увеличивается пассивный словарь малыша (количество слов, которые он понимает, всегда будет больше тех, которые он умеет произносить).
  • Слова обретают смысл (предметное значение), появляется первичная способность к обобщению предметов.
  • Увеличивается словарный запас от 1500 до 2000 произносимых слов.
  • К концу периода ребенком усваиваются все основные звуки языка. 
  • Ребенок способен активно общаться не только с близкими, которые его понимают, но и с другими людьми.

Становится понятно, что для речевого развития ребенка важен период от 0 до 1 года, а период от 1 до 3 лет важен особенно. Чтобы малышам удалось справиться с задачей освоения речи, родители должны не только обеспечить важные периоды всем необходимым, но и знать на какие отклонения от нормы стоит обратить внимание, чтобы своевременно обратиться к специалисту.

Что важно взрослому делать для благополучного развития речи?

1. Не изолировать ребенка от живого общения – тактильного, словесного, визуального.

2. Не проявлять излишнего понимания «незрелых» слов.

3. Своевременно расширять круг общения малыша для поддержки его потребности в общении.

4. Обогащать слух ребенка музыкальными произведениями, правильной речью, выразительным чтением.

5. Проявлять внимание и наблюдательность за своевременным формированием способности говорить.

6. Вовремя проходить плановые осмотры ребенка специалистами.

7. Не обязательный осмотр детского врача-невролога в 1-2 месяца, чтобы своевременно оценить благополучие малыша для дальнейшего развития.

8. Если вы заметите, что у ребенка появились существенно позже или совсем не появились характерные проявления нормального развития (улыбка, реакция на звук, гуление, лепет, первые слова, а также при обогащенной вами среде вы наблюдаете к 1,5 годам малыша отсутствие или недостаточность словарного запаса).

9. Если появилась неожиданная и продолжительная до 2-3 недель «пауза» в речевой активности. 10. В ситуациях после перенесенных болезней стоит пройти осмотр врача (невролога) или получить консультацию специалиста по речи (логопеда, нейропсихолога).

Влияет ли ношение масок на речевое развитие ребенка?

Теперь мы сможем ответить на этот вопрос вместе, опираясь на закономерности развития речи и существующие требования к ношению масок.

Напомним, что

1. Речь развивается в период от 0 до 3 лет в процессе живого общения с родителями, близкими и другими людьми.

2. Задержка речевого развития при своевременном обращении и плановом наблюдении за развитием ребенка может быть установлена значительно ранее 5-6 лет, что позволит вовремя начать коррекционные мероприятия и во многих случаях скомпенсировать замедление развития.

3. Согласно рекомендациям по использованию медицинских масок, их не обязательно использовать детям до 5 лет.

4. Постоянного ношения масок не требуется и от родителей, что позволяет им уделять достаточное время живому общению с детьми.

Опровергая миф о вреде медицинской маски для развития речи ребенка, мы снимаем маску страха с родителей и рекомендуем: больше разговаривайте со своими детьми, учитесь это делать правильно, дарите своим малышам достаточно положительных эмоций и мотивируйте их к речи! А если будут сомнения, обращайтесь к профессиональным источникам и специалистам!

Материал подготовила Разина Елена Евгеньевна, врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники, совместно со специалистами по нейропсихологии и детскому развитию ООО «МК «Семейный доктор». 

Разина Елена Евгеньевна ведет приём в Детском корпусе на Усачёва.

      

Возврат к списку публикаций

врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники

Услуги

наверх