Клиника "Семейный доктор"
slide

Расстройства поведения у ребенка

Расстройствами поведения (РП) у детей считают отклонения от возрастной нормы, выражающиеся несоответствием поведения принятым нормам в течение продолжительного времени. Это одна из самых распространённых детских психиатрических проблем. Обнаруживается у 5% детей, чаще у мальчиков. Поведенческие паттерны детей негативно сказываются на окружающих. Страдают члены семьи, знакомые, воспитатели детских садов, учителя в школах.

Патология считается неизлечимой, однако диагноз устанавливают осторожно, так как наряду с расстройством есть и обычные периоды непослушания, которые полностью исчезают по мере взросления при правильном воспитании. До сих пор нет ясности, считать ли РП психическим заболеванием, но заниматься коррекцией необходимо и лучше это делать под руководством врача-психотерапевта.

Причины расстройства поведения у детей

В основе развития патологии лежит гормональный и метаболический дисбаланс, который затрудняет передачу нервных импульсов, нарушает равновесие процессов торможения и возбуждения. Правильное воспитание может нивелировать биологические предпосылки, вмешательство факторов риска усиливают вероятность развития патологии.

Таблица 1. Факторы риска

Фактор риска

Описание

Особенности психики

Эмоциональная лабильность, низкая самооценка, склонность искать виноватых, неспособность анализировать причинно-следственные связи.

Отягощённая наследственность

Хотя бы один родитель страдает психическим заболеванием, демонстрирует асоциальное поведение, имеет зависимость или невроз.

Напряжённые семейные отношения

Ссоры родителей, развод, появление отчима или мачехи, холодные отношения, дистанцирование от детей, суровая дисциплина или отсутствие таковой.

Низкий интеллект

Неспособность организовать и планировать свою деятельность, адекватно оценивать происходящее.

Педагогическая запущенность

Родители и учителя принимают недостаточное участие в жизни ребёнка, оказывают ему мало внимания.

Деструктивные социальные отношения

Плохая организация воспитательного или учебного процесса, травля, этническая разрозненность.


Бедность, плохие жилищные условия не являются самостоятельными причинами нарушений поведения детей, однако в тех районах, где подростковые группировки поощряют воровство, разбой, насилие, прогулы уроков, тунеядство – РП фиксируется чаще.

Классификация

Классификация дана в соответствии с МКБ-10.

Таблица 2. Классификация РП

Расстройство

Характеристика

Только в семье

Расстройство проявляется только в семье, при внешних контактах ребенок ведёт себя адекватно.

Несоциализированное

Агрессия направлена на других людей, чаще – сверстников.

Социализированное

Правонарушения и асоциальные действия в составе группы. При этом внутри группы человек не испытывает дискомфорта.

Оппозиционное

Выраженное непослушание, стремление сделать всё наоборот. Агрессии и правонарушений нет.


Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений

К самым лёгким формам патологии относят оппозиционное расстройство и РП, ограниченное семьёй.

Оппозиционные РП часто встречаются у дошкольников и младших школьников. Дети легко теряют самоконтроль, раздражаются по любому поводу, непрерывно обижаются. В собственных неудачах обвиняют других, не признают свои ошибки. Склонны к грубости, намеренно досаждают, делают всё назло. Считаются бунтарями и провокаторами, однако для них не свойственны асоциальные действия, жестокость и агрессия.

РП в рамках семьи обычно имеют конкретную причину: развод родителей, появление мачехи или отчима, рождение младшего ребёнка, усыновление. Дети становятся агрессивными, действуют грубо и жестоко в отношении одного или нескольких членов семьи. Они портят вещи, воруют, дерутся, кричат, могут организовать поджог или затопление. При этом за пределами семьи ведут себя нормально, поэтому соседи, воспитатели, учителя не догадываются об имеющейся проблеме.

Симптомы расстройства поведения у детей

Три основных симптома

  1. агрессивность;
  2. антисоциальная деятельность;
  3. нежелание слушать взрослых.

Кратковременно подобные симптомы могут появляться и у здоровых детей, речь о болезни идет только при длительном и чрезмерном проявлении симптомов.

Таблица 3. Группа поведенческих патологий

Группы

Описание

Открытая деструкция

Разбои, драки, скандалы, запугивания, агрессия к животным и людям, хулиганство.

Скрытая деструкция

Поджоги, вандализм, лживость, воровство, самоповреждения, бродяжничество, склонность к суициду.

Скрытые недеструктивные

Употребление мата, наркозависимость, прогулы, алкоголизм.


Нарушения поведения у детей – не особенности характера, это отклонение от нормы. Они требуют системного длительного лечения. Иначе выльются в психопатию, что резко понизит уровень жизни человека, не даст возможности добиться успехов на работе и в семье.

Осложнения

При отсутствии лечения РП приводит к психопатиям. Юноши становятся агрессивными, ведут асоциальный образ жизни, склонны к насилию, алкоголизму, наркотической зависимости, могут совершать преступления как в одиночку, так и в составе группы. Девушки могут действовать так же, как юноши, вести распущенный образ жизни. В большинстве случаев эти люди не могут получить образование, профессию, создать семью или сохранить её, часто не работают, получают судимости.

Диагностика нарушений поведения ребенка

С проблемой нужно обращаться к детскому врачу-психиатру или психотерапевту. Доктор проведёт комплексную диагностику, включающую беседу с родителями и ребёнком, наблюдение за поведением, психодиагностику.

Для психодиагностики используются опросники. Родители отмечают пункты, с которыми согласны, учитывая обстановку за последние полгода.

1 опросник

Ребёнок часто:

  • спорит;
  • злобный, мстительный;
  • целенаправленно раздражает окружающих;
  • проявляет гнев, негодование;
  • «выходит из себя»;
  • не подчиняется правилам;
  • обижается;
  • переносит свою вину на другого.

При обнаружении как минимум четырех признаков подощдеваются нарушения поведения у ребенка.

2 опросник 

Ребёнок за последние 6 месяцев:

  • поджигал чужую собственность;
  • прогуливал уроки;
  • склонял к сексу;
  • минимум дважды сбегал из дома;
  • совершал кражу с разбоем;
  • часто не ночевал дома и не предупреждал об этом;
  • издевался над животными;
  • был жесток к людям;
  • лгал;
  • дрался с применением оружия;
  • участвовал во взломах машин, домов;
  • провоцировал драки;
  • угрожал, запугивал;
  • уничтожал чужие вещи.

Расстройство поведения подозревается на основе трёх положительных ответов.

Расстройство поведения у ребенка. Лечение в клинике «Семейный доктор»

Лечит патологию детский врач-психиатр, психотерапевт. Лечение подбирается индивидуально. Используют медикаменты, поведенческую терапию, психотерапию, ведётся работа с родителями.

Работа с детьми: лекарственная терапия, диета, модификация поведения, психотерапевтические сеансы, тренинги для подростков.

Работа с семьёй: семейная психотерапия, психологическая поддержка, тренинги родительской эффективности.

Своевременная коррекция нарушений поведения детей обычно приводит к хорошим результатам. Прогноз негативный при отягощённой наследственности, неспособности семьи соблюдать рекомендации доктора.

Записаться на консультацию к детскому психотерапевту вы можете по номеру телефона +7 (495) 775 75 66, через специальную форму онлайн-записи или в регистратуре клиники.

Популярные вопросы

Как проявляются расстройства поведения?

Три характерных симптома: агрессия, непослушание, асоциальные действия.

Как диагностируют расстройства поведения?

На основании беседы, наблюдения, опросов, исключения органической патологии. Диагноз выставляется осторожно, с учетом особенностей возрастной психологии.

Что такое смешанное расстройство эмоций и поведения?

Это расстройство, которое проявляется сочетанием агрессии, асоциального и вызывающего поведения с повышенной тревожностью или депрессией.
Информация проверена и подтверждена детским врачом-психотерапевтом клиники «Семейный доктор»

Стоимость

Стоимость по
прейскуранту,
руб.
Стоимость по
программе
"Близкий круг",
руб.
Прием амбулаторный (осмотр, консультация) врача психотерапевта первичный (дети) 4320 от 3240 >>
Прием амбулаторный (индивидуальная психотерапия до 1 часа) врача психотерапевта (дети) 4860 от 3645 >>
Прием амбулаторный (индивидуальная психотерапия до 2 часов) врача психотерапевта (дети) 8100 от 6075 >>
Услуги
наверх