Нарушения развития у ребенка (ЗПР)
Нарушения развития у детей представляют собой группу состояний, которые проявляются расстройствами и изменениями поведения, способности к обучению и овладению практическими навыками.
Легкие нарушения при своевременной диагностике и раннем начале коррекции хорошо лечатся и могут не отразиться на жизни ребенка. Тяжелые требуют серьезной и длительной комплексной работы целой команды специалистов и участия родителей.
Психические изменения относительно стабильны. Обычно нарушения сопровождают трудности в обучении. Как правило, диагноз устанавливают еще в дошкольном возрасте или с началом школьного обучения.
Основной трудностью для таких детей является затрудненная полноценная адаптация в социуме, поэтому важно своевременно распознать возможные нарушения, чтобы пройти точную диагностику и коррекционные мероприятия как можно раньше.
Причины ЗПР
Задержка психического развития может развиваться из-за многих факторов, становящихся причиной дефекта нейробиологического и функционального развития мозга. Особое значение при этом имеют биологические и социальные факторы. Так, выделяют следующие группы причин:
- Нарушения эмбрионального развития — могут развиваться из-за перенесенных мамой краснухи, токсоплазмоза, герпесвирусной инфекции, на фоне ВИЧ, цитомегаловирусной и других инфекционных заболеваний. Также фактором риска является систематическое употребление алкоголя, наркомания, курение во время беременности. Иногда источником нарушений становятся интоксикации, связанные с отравлением пестицидами, свинцом, фенолом, повышенный радиационный фон.
- Перинатальные проблемы — тяжелые нарушения развития у детей могут наблюдаться в случае преждевременных родов, тяжелых форм гипоксии, асфиксии, ишемически-гипоксических нарушений головного мозга.
- Заболевания ребенка — тяжелые гиповитаминозы, например, нехватка витамина D (рахит), инфекции центральной нервной системы, эпилепсия и другие.
- Источником проблем могут быть черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания (менингит, энцефалит).
Некоторые исследователи отмечают причиной задержки развития наследственность. В некоторых случаях действительно заболевание диагностируется из поколения в поколение. Задержка развития может быть частью структуры генетического заболевания, например, синдрома Патау.
Вторичная задержка развития может быть связана с нарушениями работы органов чувств — слуха и зрения. Также причиной заболевания может быть нехватка общения и сенсорных впечатлений.
Относительно более редкой группой причин задержки развития, умственной отсталости являются аномалии развития мозга:
- микроцефалия;
- гидранэнцефалия;
- гипоплазия мозжечка и др.
Иногда механизмом появления нарушений психического развития ребенка выступают нарушения обмена веществ или выработки определенных ферментов, например, такое заболевание как фенилкетонурия. В ряде случаев задержка развития объясняется разрушением красных кровяных клеток у ребенка или гемолитической болезнью новорожденного. Она развивается на фоне резус-конфликта во время беременности и приводит к нарушениям работы коры головного мозга.
Большую группу причин составляют социальные факторы:
- гиперопека, попустительский стиль воспитания, педагогическая запущенность;
- авторитарное воспитание;
- социальная изоляция, например, из-за физического недуга или дефекта, инвалидности по соматическому заболеванию.
Важно понимать, что чаще всего социальные факторы не являются самостоятельной причиной развития умственной отсталости или нарушений, они дополняют неблагоприятное влияние органической основы заболеваний, утяжеляют состояние или повышают вероятность развития дефектов.
Характеристика детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой распространенную группу нарушений развития. Осложнения этого заболевания могут быть разными в зависимости от причин. Важно понимать, что легкие степени отсталости характеризуются достаточно высокими способностями к адаптации, такой ребенок обучаем и может интегрироваться в социум, освоить профессию и быть полноценным членом общества. Тяжелые случаи же требуют постоянного участия близких родственников и ухода в течение всей жизни.
Охарактеризовать детей с задержкой психического развития можно, обратив внимание на высшие психические функции и их качества, а также дав оценку эмоционально-волевой сфере.
Восприятие у детей с нарушением развития может быть недостаточно дифференцированным. Например, ребенку сложно разделить свойства объектов, сравнивать и понимать отношения, которые существуют между ними.
Память снижена в связи со слабостью мышления. Это препятствует нормальному отделению существенного от несущественного, ребенок с трудом связывает изолированные элементы и не может использовать ассоциации. В результате детям с ЗПР сложно обучаться, запоминать, у них имеется затруднение переноса извлеченных уроков в новые обстоятельства и условия. Повысить эффективность запоминания удается с помощью других средств обучения, которые используются в коррекционных учреждениях.
У детей с ЗПР хуже развиваются и речевые функции. Как правило, мы говорим о скудном словарном запасе. Ребенок недостаточно хорошо ориентируется в смысле слов, не обобщает, не склонен критически мыслить.
Мышление формируется с учетом отсутствия развития языка, ограничений деятельности ребенка, неполного чувственного восприятия. Поэтому процесс происходит медленно и с особыми свойствами.
Эмоционально-волевая сфера незрелая, что также связано с недостаточно полным согласно возрасту развитием познавательных функций. Ребенок может быть ограничен в выражении впечатлений и эмоций. Проявляется это в излишней реакции на слабые стимулы или, напротив, недостаточной реакцией на потрясения или серьезные стимулы.
Ребенок с ЗПР может испытывать неадекватные чувства, неспособен подавить импульс, желание. Он может быстро менять настроение без внешних причин. Таким детям свойственны инфантилизм, импульсивность, они с трудом воспринимают запрет.
Тяжелые нарушения развития у детей могут сопровождаться серьезными трудностями с концентрацией внимания, мотивацией к деятельности. Недовольство могут проявлять агрессией, отстраненностью.
Развитие вне учебного заведения может во многом определяться тем, как сами дети относятся к среде и окружению. При наличии помощи и понимания со стороны окружающих развитие происходит в пределах возможностей ребенка. Однако насмешки и издевки, отвержение, непринятие могут стать причиной декомпенсаций, девиантного поведения.
Особенности диагностики
Диагностика нарушений развития включает осмотр, сбор анамнеза и жалоб, а также обязательную оценку психического и соматического состояния ребенка. Направить на соответствующую диагностику может врач-педиатр, который регулярно наблюдает малыша и способен заподозрить возможные нарушения.
Иногда поводом для начала комплексной диагностики становятся наблюдения персонала дошкольного учреждения, в других случаях предположить возможные заболевания могут врачи комиссии, которую ребенок проходит перед зачислением в детский сад или школу.
В рамках диагностики специалист обратит внимание на социально-бытовые условия, особенности воспитания, характер общения с ребенком. Изучение этих вопросов всегда проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, поэтому здесь нет места спешке. Врач обязательно даст оценку вниманию, восприятию, памяти, интеллекту ребенка, для этого могут использоваться беседа и тестирование.
Важно исключить органические причины развития нарушений, поэтому применяют и аппаратные методы диагностики. Специалист может направить на ЭЭГ, МРТ, УЗИ сосудов шеи ребенку, нейросонографию и другие исследования. Это поможет отследить патологические процессы в головном мозге.
Коррекция задержки психического развития
Коррекция детей с нарушениями развития начинается со своевременной диагностики. Степень дисфункции полностью определяет дальнейший набор мероприятий. Как правило, коррекция ЗПР ставит перед собой задачи в виде образовательного вмешательства: ребенку помогают выполнить стандартное задание, предназначенное для его возраста. Вмешательство может быть оптимизировано и учитывает степень отставания. Это поможет адаптироваться в социальной среде, вести образовательную жизнь и осваивать нужные навыки.
В случаях, когда источником задержки развития являются соматические заболевания, нарушения обменных процессов, проводится этиологическая терапия: могут быть назначены гормональные препараты, специальная диета. Однако чаще всего соматической, эндокринной или другой физиологической основы особенности развития не имеют и проводятся именно корректирующие мероприятия.
Маленькие пациенты могут принимать по назначению врача симптоматическое лечение:
- нейролептики;
- препараты для нормализации настроения, помогающие корректировать поведение;
- противотревожные препараты.
Основу постоянной терапии составляют когнитивно-поведенческая терапия и коррекционная педагогика в целом. Такие мероприятия позволяют эффективно улучшать состояние при интеллектуальной недостаточности. В рамках этого подхода применяют специальные методы адаптации, а сами корректирующие мероприятия проводятся в спецшколах и учреждениях типа интернатов.
Коррекция детей с нарушениями развития, обусловленными генетически, состоит главным образом в обучении программам, привитии навыков самообслуживания и простых бытовых, домашних умений. В этом и заключается реабилитация при задержке психического развития и психопатологиях.
Прогноз и профилактика
Почти в четверти случаев нарушения психического развития связаны с генетическими заболеваниями, поэтому профилактика здесь уже невозможна. Она реализуется только в отношении других факторов развития дефектов. К основным методам предотвращения ЗПР и других нарушений относят:
- Подготовку к беременности, планирование семьи. Важно пройти комплексное обследование, исключить инфекции, санировать очаги воспаления, вывести в ремиссию хронические заболевания.
- Оценку состояния щитовидной железы и уровень йода. Это влияет на умственное развитие будущего малыша.
- Генетическое консультирование пары — один из способов профилактики генетических заболеваний. Можно выявить риски развития некоторых видов потенциально опасных дефектов.
- Регулярное наблюдение беременности. Важно проводить плановые скрининги вовремя, посещать врача, сдавать анализы.
Также важной группой мер профилактики выступает ранняя диагностика обменных нарушений, которые могут стать причиной умственной отсталости. Например, когда гипотиреоз был обнаружен в первые четыре недели жизни, удается предотвратить развитие негативных последствий.
Прогноз результатов лечения и коррекции детей с нарушениями развития может быть очень индивидуален. Многое определяется степенью развития нарушений, общим состоянием, включенностью окружающих в процесс лечения.
Если выявлена ЗПР, следует понимать, что прием препаратов не избавит от заболевания: лечение всегда представляет комплексный, долгий процесс. Роль родителей и значимых взрослых состоит в том, чтобы помочь малышу адаптироваться, интегрироваться, стать полноценной единицей социума.
В клинике «Семейный доктор» детям с нарушениями развития помогает целая команда: неврологи, психиатры, психологи, дефектологи. Мы предлагаем диагностические процедуры и консультации специалистов узкого профиля, реабилитационные мероприятия, современные методы лечения и коррекции. Записаться на прием к врачу вы можете по номеру телефона +7 (495) 775 75 66, через специальную форму онлайн-записи или в регистратуре клиники.
Популярные вопросы
Как определить, что у ребенка задержка психического развития?
- Проблемы с речью — ребенок не разговаривает или произносит недостаточное количество слов к определенному возрасту, произносит не связанные по смыслу слова. Наблюдаются нарушения звукопроизношения после пяти лет.
- Проблемы с социальным взаимодействием — ребенку сложно общаться со сверстниками в детском коллективе или на площадке, он замкнут, проявляет агрессию, может быть навязчивым.
- Отсутствие интереса к игрушкам, играм в целом или использование игрушек не для игр.
Отзывы об услуге
> Читать далее внимание! Очень спокойно и комфортно общаться на приеме.
< Свернуть
> Читать далее статей, видео. Но пришло понимание, что сами не справляемся, преодолели страх перед визитом к психиатру и думаю, это нас спасло. Все не так страшно, как кажется. Татьяна Владимировна очень чуткий человек и грамотный профессионал. Уже спустя месяц лечения у сына совсем другое состояние, он стал активным и живым, вернулся к нам. Продолжаем терапию и надеемся на полное выздоровление. Татьяна Владимировна - чудесный доктор! Всем советую.
< Свернуть